Богатое прошлое
В 1850 году Верхотурскому Свято-Николаевскому монастырю был передан участок на берегу реки Актай, притока Туры. Здесь была организована монастырская заимка. Несколько монахов, живших здесь, занимались заготовкой сена и дров. Известность это место стало приобретать после того, как тут стали останавливаться на отдых паломники, следующие в Верхотурье поклониться мощам св.Симеона Верхотурского. В живописном месте, прямо на берегу реки, находился источник, вода которого вскоре стала считаться целебной. На заимку стали совершаться паломничества с целью омовения водой из источника. В 1879 году на заимке строится гостиница для паломников. В 1888 году над источником была построена деревянная часовня, которая в 1894 году была преобразована в храм иконы Божией Матери "Живоносный источник". Церковь сохранилась до наших дней. В 1925 году, после закрытия Николаевского монастыря, на заимку переселились изгнанные оттуда монахи. В 1928 году скит был закрыт и здесь разместился дом отдыха.


Отец Макарий и скит Актай

Монастырский скит «Октай» относился к Николаевскому мужскому монастырю и в дореволюционное время (1914 год) слыл «красивым, глухим местом». Скит был знаменит тем, что к числу достопримечательностей можно отнести тот факт, что в скиту жил отец Макарий (он же  пастух Михаил). (2).  В народе его называли «птичий святой», за то, что он сильно любил птиц: разводил до сотни кур.

Существуют сведения, к сожалению, непроверенные, что одно время Макарий оставался в Верхотурском Николаевском мужском монастыре в качестве послушника или трудника, проходя в течение двух лет монастырские послушания. Здесь, якобы, он научился даже немного писать и читать, и тогда, значит, те каракули, которые были автографом Распутина, это как раз то, чему он выучился в монастыре.

В Октайском скиту, что в нескольких верстах от Верхотурья, в живописном местечке на лесистом берегу маленькой речки Октай, жил известный и почитаемый старец монах Макарий. У него также бывал и крестьянин-странник Григорий, беседовал о духовной жизни. Поэтому они были меж собой знакомы.

В отредактированных А. К. Толстым мемуарах Анны Вырубовой, фрейлины и подруги императрицы, имеется следующий рассказ. «В 1915 году я еще раз ездила в Сибирь на обратном пути останавливались в Покровском. Опять ловили рыбу и ходили в гости к тем же крестьянам. Григорий Ефимович же и его семья целый день работали в доме и в поле. Оба раза на обратном пути заезжали в Верхотурский монастырь на Урале, где говели и поклонялись мощам св. Симеона. Посещали также скит, находившийся в лесу в 12 верстах от монастыря: там жил прозорливый старец отец Макарий, к которому многие ездили из Сибири. Интересны были беседы между ним и Распутиным».

Вот как характеризуют старца Мария верхотурские обыватели: «старец аккуратный - никаких за ним глупостей не известно. Простой. Молитвенник. Говорят, будто может предсказывать».

А вот описание скита «Октай»: «… чистенькие, уютные домики за аккуратным прочным забором. Маленькая скитская церковь, вышка с колоколами. В темную раму  соснового леса словно вставлена картина, написанная светлыми, жизнерадостными красками – зелёная трава, аккуратные желтые дорожки, цветущие черёмуха, яблони, сирень».

О. Макарий относился к числу послушников, проживающих на монастырской заимке, стоя на послушании караульного. Михаил Поликарпов имел от роду 55 лет.  Обладал чрезмерным смирением и трудолюбием, а поэтому он для многих казался юродивым. Юродство приписывали ему ещё и потому, что он беспрестанно находился в молитвенном настроении и всегда ограждал себя крестным знамением, и обычно ходил без головного убора. Хотя граждане города Верхотурья почитали его за труженика и молитвенника, таким же считали его и  приходящие богомольцы.  (2)

Портрет отца Макария: «… темная. Слегка согнувшаяся фигура старца, в черной поношенной скуфейке». Судя по описаниям, весьма скромный человек. Вот  как он характеризовал себя: «неграмотный, родом из Казанской губернии, в Верхотурской обители годов тридцать. Сперва пастухом был. Да трудно со скотинкой Богу молиться. Писание знаю - от Бога. Без Бога, да без молитвы не проживешь. Молиться надо, всем молиться надо. Не петь, не плясать, а молиться». Свою любовь к курам объяснял  как послушание.

В монастыре о. Макария характеризовали как молитвенника и провидца. Отмечали что он, несомненно, скромен, не добивается никаких «великих и богатых милостыней», хотя, с его связями, мог бы сделать карьеру. Слыл провидцем. Редко кого принимал в кельи, не делал исключений даже для епископов, но те, кто бывал в кельи старца, говорят, что там целый склад ненужных вещей – гвозди, черепки, склянки, картинки, камешки, тряпки. В переднем углу драгоценные иконы – подарок высоких особ.

В монастырской летописи В.С. Баранов рассказал случай, когда один из великих князей (Его Императорское Величество, Великий Князь Пётр Николаевич (2)) прислал 500 рублей на постройку отдельной кельи в лесу для отца Макария. Келью выстроили и отца Макария в ней поселили. Но не прошло и недели, как его ограбили какие-то бродяги. Это так напугало старца, что он снова перебрался в скит.

О. Макарий был хорошо знаком с Распутиным. Старца пробовали расспрашивать об этой скандальной знаменитости, но он отвечал уклончиво: «Что ж, про него плохого сказать нечего… В силе человек. Завидуют – Вот и говорят (плохо говорят). Лукавый – то силен, каждому на его место хочется…»


Отца Макария два раза возили в Петербург (к царской семье). (1)
  1. В.П. Чикин. В царстве Святого Симеона Верхотурского. – Нижний Новгород: Издательский отдел нижегородской епархии, 2009.- 80 с. стр. 52-63
  2. В. Баранов. Летопись Верхотурского Николаевского общежительного монастыря
С 1928 г. на территории д/о «Актай» работал сезонный пионерский лагерь. Но с 1932 г. дом отдыха принимал отдыхающих. Приём отдыхающих был только в летний период. Было два корпуса, где могли отдохнуть  только 100 человек. Комнаты были на 8-12 человек. Клуб был в храме. В клубе отдыхающие могли посмотреть кино, проводились танцевальные вечера и многое другое. На втором этаже работала библиотека. Имелась столовая на 100 посадочных мест.

В годы Великой Отечественной войны, д/о «Актай» был военным госпиталем.
Зиновий Иосифович Скомаровский руководил госпиталем № 4001с 1941 по 1946 года.  Госпиталь впоследствии признали одним из лучших в системе управления госпиталей по Свердловской области даже по Молотовской (Пермской) области.

С 1948 г. «Актай» снова стал  домом отдыха действующим круглогодично.
C 1951 по 1960 годы стали большое внимание уделять и всей территории Актая. Был построен фонтан, песчаные дорожки, клумбы. На строительстве водопровода были задействованы все сотрудники учреждения.

В 1960-е годы в доме отдыха было построено: банно-прачечный комбинат, котельная и система центрального отопления, водопровод, теплица на 60 т. овощей, два спальных корпуса на 88 мест, два жилых дома для сотрудников, гараж на пять автомашин. На это всё было израсходовано 300 тыс. рублей. Дом отдыха полностью был оснащен современной  мебелью и мягким инвентарем. Круглый год в доме отдыха были свои овощи с подсобного хозяйства. За это время в ДО «Актай» отдохнули 12 тыс. человек.

В 80-е годы Актай был местом отдыха рабочих из других городов, организации могли отдохнуть в пределах 200 человек. Было уже 5 спальных корпусов на 182 места. Клуб, библиотека, столовая, медпункт, камера хранения, пункт проката, бильярдная комната, танцплощадка, солярий, медпункт, лодочная станция, своё подсобное хозяйство, теплицы. В каждом корпусе имелась комната отдыха с телевизором.

Все перестроечные годы, а так же в 90-е дом отдыха принимал немного численных гостей и организовывал детский загородный отдых, данная деятельность осуществляется и по настоящее время. Стоит отметить, что в конце 90-х в храме в честь иконы Богородицы "Живоносный источник" возобновились богослужения, гости ДО "Актай" нередко посещают скит, окунаются в целебные воды. Сейчас ДО "Актай" и одноименный скит существуют по соседству.

3D панорама скита "Актай", расположенного у территории дома отдыха