Монастырский скит «Октай» относился к Николаевскому мужскому монастырю и в дореволюционное время (1914 год) слыл «красивым, глухим местом». Скит был знаменит тем, что к числу достопримечательностей можно отнести тот факт, что в скиту жил отец Макарий (он же пастух Михаил). (2). В народе его называли «птичий святой», за то, что он сильно любил птиц: разводил до сотни кур.
Существуют сведения, к сожалению, непроверенные, что одно время Макарий оставался в Верхотурском Николаевском мужском монастыре в качестве послушника или трудника, проходя в течение двух лет монастырские послушания. Здесь, якобы, он научился даже немного писать и читать, и тогда, значит, те каракули, которые были автографом Распутина, это как раз то, чему он выучился в монастыре.
В Октайском скиту, что в нескольких верстах от Верхотурья, в живописном местечке на лесистом берегу маленькой речки Октай, жил известный и почитаемый старец монах Макарий. У него также бывал и крестьянин-странник Григорий, беседовал о духовной жизни. Поэтому они были меж собой знакомы.
В
отредактированных А. К. Толстым мемуарах Анны Вырубовой, фрейлины и подруги
императрицы, имеется следующий рассказ. «В 1915 году я еще раз ездила в
Сибирь на обратном пути останавливались в Покровском. Опять ловили рыбу и
ходили в гости к тем же крестьянам. Григорий Ефимович же и его семья целый день
работали в доме и в поле. Оба раза на обратном пути заезжали в Верхотурский
монастырь на Урале, где говели и поклонялись мощам св. Симеона. Посещали также
скит, находившийся в лесу в 12 верстах от монастыря: там жил прозорливый старец
отец Макарий, к которому многие ездили из Сибири. Интересны были беседы между
ним и Распутиным».
Вот как характеризуют старца Мария верхотурские обыватели: «старец аккуратный - никаких за ним глупостей не известно. Простой. Молитвенник. Говорят, будто может предсказывать».
А вот описание скита «Октай»: «… чистенькие, уютные домики за аккуратным прочным забором. Маленькая скитская церковь, вышка с колоколами. В темную раму соснового леса словно вставлена картина, написанная светлыми, жизнерадостными красками – зелёная трава, аккуратные желтые дорожки, цветущие черёмуха, яблони, сирень».
О. Макарий относился к числу послушников, проживающих на монастырской заимке, стоя на послушании караульного. Михаил Поликарпов имел от роду 55 лет. Обладал чрезмерным смирением и трудолюбием, а поэтому он для многих казался юродивым. Юродство приписывали ему ещё и потому, что он беспрестанно находился в молитвенном настроении и всегда ограждал себя крестным знамением, и обычно ходил без головного убора. Хотя граждане города Верхотурья почитали его за труженика и молитвенника, таким же считали его и приходящие богомольцы. (2)
Портрет отца Макария: «… темная. Слегка согнувшаяся фигура старца, в черной поношенной скуфейке». Судя по описаниям, весьма скромный человек. Вот как он характеризовал себя: «неграмотный, родом из Казанской губернии, в Верхотурской обители годов тридцать. Сперва пастухом был. Да трудно со скотинкой Богу молиться. Писание знаю - от Бога. Без Бога, да без молитвы не проживешь. Молиться надо, всем молиться надо. Не петь, не плясать, а молиться». Свою любовь к курам объяснял как послушание.
В монастыре о. Макария характеризовали как молитвенника и провидца. Отмечали что он, несомненно, скромен, не добивается никаких «великих и богатых милостыней», хотя, с его связями, мог бы сделать карьеру. Слыл провидцем. Редко кого принимал в кельи, не делал исключений даже для епископов, но те, кто бывал в кельи старца, говорят, что там целый склад ненужных вещей – гвозди, черепки, склянки, картинки, камешки, тряпки. В переднем углу драгоценные иконы – подарок высоких особ.
В монастырской летописи В.С. Баранов рассказал случай, когда один из великих князей (Его Императорское Величество, Великий Князь Пётр Николаевич (2)) прислал 500 рублей на постройку отдельной кельи в лесу для отца Макария. Келью выстроили и отца Макария в ней поселили. Но не прошло и недели, как его ограбили какие-то бродяги. Это так напугало старца, что он снова перебрался в скит.
О. Макарий был хорошо знаком с Распутиным. Старца пробовали расспрашивать об этой скандальной знаменитости, но он отвечал уклончиво: «Что ж, про него плохого сказать нечего… В силе человек. Завидуют – Вот и говорят (плохо говорят). Лукавый – то силен, каждому на его место хочется…»
Отца Макария два раза возили в Петербург (к царской семье). (1)
- В.П. Чикин. В царстве Святого Симеона Верхотурского. – Нижний Новгород: Издательский отдел нижегородской епархии, 2009.- 80 с. стр. 52-63
- В. Баранов. Летопись Верхотурского Николаевского общежительного монастыря